ПРОФЕССИЯ: ВЕЛОРИКША
Если курорт не встречает экзотикой, он неинтересен. Скучно. Что есть экзотика? Это диковина. Это невиданное. Это, как модно говорить, фишка. И когда фишки разбросаны по всему курортному пространству, отдыхающие это ценят. Именно о них рассказывают дома, в поезде, в офисе. Например: «А ещё в Анапе велорикши. Представляете?»
Нет, это трудно представить, но действительно в Анапе не знаю с чьей легкой руки и светлой головы уже лет шесть как прижились необычные повозки на велоходу. Они весело курсируют между пальмами, темнокожими африканцами, греческими скульптурами, ирландскими пабами, японскими суши-барами… Анапские велорикши — ну чем не экзотика!
Такой пассажирский велосипед как средство передвижения возник впервые в Индии и был чем-то вроде такси. Транспортное средство приводится в движение педалями при участии одной человеческой силы, что гарантирует 100-процентную экологичность. Надо заметить, что рикша в классическом понимании — это повозка, в которую впряжен человек, то есть сходство с велосипедом отсутствует. К счастью, в наше время даже в Индии это по большей части пережиток прошлого, а вот велоперевозки являются серьёзной транспортной составляющей во всех странах Юго-Восточной Азии, и в Индии особенно.
Велорикши появились и в столице нашей родины — там пресса насчитала их уже аж 11 штук, это чуть меньше, чем в Анапе. Конечно, московские велорикши намного превосходят в оснащении всех прочих: они оборудованы зеркалами заднего вида, ручным тормозом, сигналом и встроенным москвичом в качестве водителя. Да и выглядят аппараты, как космические шаттлы.
Анапа, к счастью, не принадлежит к странам третьего мира, и такое развлечение для нас — это забавная штука, на которой можно проехать там, где не ездят такси, если лень идти пешком под жарким анапским солнышком. Или вечером прокатить девушку, выйдя из Летней эстрады с концерта любимой звезды, до «Амигоса». Или к Маяку по Набережной. Так же, как в Японии, США, Голландии, Швеции и многих других странах, для Анапы это является элементом туристической индустрии, но отнюдь не проявлением экономической отсталости или низким уровнем жизни. Кроме финансовой заинтересованности, ребята идут работать рикшами и ради общения, и из-за отсутствия монотонности, да и просто мышцы подкачать!
Для клиентов такой транспорт не дешевый, но цена, в принципе, устраивает, они ведь все-таки отдыхать приехали. По словам самих рикш, их услугами пользуются как для развлечения, так и для того, чтобы быстро и с комфортом добраться в нужное место.
Мы встретились с представителями необычной профессии на их общем сборе, проходящем поздно вечером. Ребята после трудового дня были уставшие, но разговорчивые и приветливые.
Водитель Витя поведал нам о своих трудовых буднях: «Вообще-то я просто люблю кататься на велике, правда, для этой цели у меня есть другой байк (улыбается). Здесь я как пловец со свинцовыми пластинами на спине — зато как легко потом крутить обычные педали! А ещё за это получаешь деньги, и частенько после поездки девушки дарят милые улыбки!»
Несколько другие мотивы заставляют крутить педали старшеклассника Руслана: «Вообще мне просто нужны деньги. Но, конечно, если бы мне не нравилось, нашел бы другую работу. Не люблю сидеть на месте реализатором каким-нибудь — это утомляет больше, чем физический труд. Бывает устаю на работе, но в целом нравится».
«А я с отцом поспорил, — рассказывает студент Славик. — Он сказал, что больше недели не продержусь. А я уже почти 2 месяца отбарабанил и не жалею. Лишние кило сбросил, ноги подкачал, денег заработал, к учебному году приоделся…»
Не может не радовать то, что услуги гостям города анапские рикши оказывают всегда должным образом, вне зависимости от настроения или усталости. Так и должно быть: для клиента ребята всегда жизнерадостные, улыбчивые и доброжелательные, несмотря на намотанные за рабочий день километры.
Владимир из Екатеринбурга рассказал о своем опыте пользования услугами велорикш: «Дочь потащила меня на рынок, потом в ваш универмаг. Возвращаться пешком по жаре до гостиницы в районе улицы Ленина мне было просто лень. Все руки заняты покупками. Паровозик только что отошел. Такси заняло бы больше времени, чем прогулка пешком. И тут как из-под земли — рикша. Мне такой транспорт понравился: быстро и недорого можно добраться до нужного места. В общем, здорово, что в вашем городе организована такая услуга, я остался доволен».
В нынешнем году тенденция к вытеснению автотранспорта из курортной зоны была заметна невооруженным глазом. Ужесточающиеся с каждым годом экологические требования приводят к появлению альтернативного курортного транспорта, не загрязняющего воздух выхлопными газами. Потому есть основания говорить об актуальности транспорта на велоходу в курортной зоне — как для перевозки пассажиров, так и для подвоза продуктов и товаров к торговым точкам.
Так что профессии велорикши в Анапе быть.
Никита Кузнецов
Фото: Валерий Мирошниченко, Василий Поляков
Источник: Анапа-сегодня
Советуем почитать: Мидии в Анапе — это устрицы для небогатых