Анапа напугана появлением бомжа Лешего и его собак. Очевидцы замечают, как бездомный расхаживает по городу, а за ним бегут огромные псы с раззявленными пастями и лают во все стороны. Но ведь Леший тоже человек, а домашние животные сопровождали людей издревле. И всем комфортным казалось такое соседство.
Когда речь заходит о бездомных животных люди, как правило, делятся на два лагеря. Одни ратуют за уничтожение всех обездоленных, кричат: «Стрелять! Травить!»; другие жалеют несчастных и пытаются поднимать вопрос о том, что необходимо внедрять какие-то государственные программы, направленные на спасение братьев меньших и заботу о них. И вправду ведь братья. Как так, взять и уничтожить родственников? Впрочем, в Анапе больше всё-таки тех, кто за животных заступается и помогает им по мере возможности. Да и климат здесь благодатный. Лебеди и утки зимовать прилетают, всю зиму на море живут. Народ их подкармливает, хоть и неправильно. Птицам нужно специальный корм в зоомагазинах покупать, булки им вредят. Ещё есть волонтёры, которые брошенными животными занимаются, медицинскую помощь оказывают, хозяев новых ищут. У них имеется группа «ВКонтакте», каждый житель Анапы может связаться с ребятами и свою лепту внести.
В Анапе много бездомных животных, и они хорошо уживаются между собой. В Питере, к примеру, на улицах полно собак, но почти не встретишь кошек. Собаки их вытесняют. А у нас и тех, и других хватает.
Существует и оборотная сторона. Фотографы издеваются над крокодилами, змеями, обезьянами и попугаями. Люди могут поворчать: «Наказывать их надо», но этим дело и ограничится. А вот если животное сбежит и кому-нибудь вред причинит, тогда все поднимутся, чтобы твари башку оттяпать. А ведь виноваты люди. Нельзя требовать от животного, чтобы оно соблюдало человеческие законы.
Впрочем, собаки вот уже начинают и их соблюдать. Дорогу приучились по «пешеходу» переходить. И водители пропускают. Взаимная вежливость. Я сама тогда ждала, когда псы, не торопясь, дорогу перейдут. И не только я. Пробка в обе стороны создалась, и ни один водитель не пикнул.
Братья меньшие научились жить рядом с человеком много тысяч лет назад. Во все времена животные и люди помогали друг другу, и, возможно, не выжили бы без этой помощи. Змеи ловили мышей, мангусты – змей, жабы слизняков с огорода собирали, и ещё куча зверюшек рядом с людьми веками обитала. А потом человечество повзрослело, и помощники вдруг многим стали казаться обузой.
Есть мнение, что некогда волки начали сами выходить к человеческому жилью, они приносили добычу в качестве дара и старались подружиться. Взаимовыгодное партнёрство им было нужно, потому что вместе и охотиться легче и согреться зимней ночью в холодной пещере проще. Волки одомашнились, превратились в собак, жизнь миллионы раз людям спасали. А человек их с радостью пустил на опыты. Навыводил кучу бестолковых пород. Некоторые из них, например, не могут сами разродиться. Им кесарево требуется. Окажись такая собака выброшенной – ей только умереть остаётся, причём в мучениях. Или псы, которых выводили для боёв, чрезмерно агрессивные, способные загрызть человека. У животных тоже бывают психические расстройства, но у таких собак чаще. И совсем уж никуда не годные породы: мелкие, тупоносые, с глазами, выпадающими по любому поводу. Говорят, эти собаки так мучаются и болеют оттого, что далеки от эволюционного идеала, что жизнь такой породы не стоит продолжать. Не уничтожать особей, а просто не выводить больше.
И если в этом случае стремление избежать дальнейших мук стало бы гуманным и оправданным шагом, то отстреливать нормальных здоровых псов, оказавшихся на улице по вине человека, – это жестокость.
С бомжом Лешим и его псами вопрос, конечно, нужно как-то решать. Желательно без стрельбы и крысиного яда. Конечно, если собаки нападут на кого-то, их придётся уничтожить, но в наших силах не довести до нападения. Следить за поведением одомашненных волков – всегда в наших силах.
Хотелось бы каких-то действий от городских властей, но в их доброжелательности сильно сомневаешься. Сейчас говорят о том, что к Чемпионату Мира по футболу Анапу станут зачищать от бродячих животных. Привет Полиграф Полиграфычу! Между тем часть этих животных, например, коты с Набережной, уже стала символом города. Котов кормят, часто забирают домой, ими любуются.
Чем более цивилизованным становится человек, тем сильнее он понимает, сколько заразы таскают на себе животные. Токсоплазмоз, паразиты, другая дрянь. Но от всего этого уже изобретены лекарства. И для животных в том числе. А ещё можно кастрировать котиков, чтобы они свой генетический материал на улицы не таскали и бездомных мяукающих затейников почём зря не плодили.
Всегда можно обойтись без кардинальных мер. Тем более, что чаще всего животные не мешают, а просто раздражают. У нас на улице жил пёс, добрый, ласковый, ни разу ни на кого не гавкнул. Все его кормили. А потом появились соседи, ненавидящие собак, и любимец улицы вскоре отравился.
А ещё люди не прочь поговорить о том, что от животных грязи слишком много. Ау, народ! Поглядите на любую помойку! От нас грязи гораздо больше. В планетарном масштабе.
Давайте лучше хором думать о том, как обеспечить всем нормальную жизнь и безопасность. В конце концов, животные имеют столько же прав на место под солнцем, сколько и мы. И если в северных городах кошка или собака, оставшиеся без помощи человека, могут замёрзнуть на улице, то Анапа способна обеспечить приют, а горожане – добро.