Наши далёкие предки, живущие в джунглях, ждали подвоха всё время, с любой стороны. Они осматривались, выбирая место для ночлега, и жадно втягивали воздух, опасаясь учуять беду. Современный человек расслаблен. Ни один среднестатистический посетитель Торгового центра, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не станет изучать план эвакуации и осматриваться на предмет поиска системы пожаротушения.
Много веков назад княгиня Ольга заперла древлян в бане и сожгла. За убитого мужа мстила. Оказавшиеся в ловушке хотя бы знали – за что. Нынешний человек, собравшийся весело провести время, не имеет понятия, в каком капкане может очутиться по недомыслию современных халатных и недальновидных княгинь.
В Анапе один Торгово-развлекательный центр – «Красная площадь». Любопытства ради я решила пройтись посмотреть, где там эвакуационные выходы. Их на первом этаже не меньше шести. Однако все закрыты. Оно и понятно. Чтобы держать открытыми, надо везде ставить охранника, кассу, пиликающую штучку, дабы никто ничего не утащил. В коридоре, ведущем к туалетам, на том же первом этаже висят таблички. Зелёненькие такие, со стрелочками. Мол, бежать нужно вперёд в случае чего. Прошла я вперёд. Там железная дверь, открывающаяся не по ходу эвакуации, запертая на ключ. Ага, бегите по стрелочкам.
По правилам такие выходы должны быть закрыты на легкооткрывающийся замок. Повернул и вышел. Ну и двери должны открываться наружу. Потому что если толпа сзади напирает, то открыть на себя проблематично и время теряется.
Сейчас в Анапе во многих детских лагерях ставятся правильные двери. С легкооткрывающимися замками. Государственный пожарный надзор курорта этого требует.
Ещё одна беда, повсеместная: почти во всех местах общего пользования, во всяких магазинах и прочих рынках, пути эвакуации захламляются. Там могут поставить лишний прилавок, витрину или стенд. Закон это запрещает, но его сплошь и рядом нарушают. И может получиться, что человек, уже почти спасшийся от пожара, напоролся на преграду и сломал ногу. А до выхода рукой подать.
В Анапе есть ещё одна проблема, воспетая всеми, кто ратует за красивый облик города, – высотки. У пожарной службы нет машин с лестницами, способными дотянуться до небес. Если где-то на верхотуре произошёл пожар, то потушить его можно будет путём полного выгорания. Но даже если лестница сможет дотянуться до этажа, скажем, тринадцатого, то ей, вполне вероятно, не даст это сделать бесконтрольная парковка внизу и отсутствие путей подъезда. Да, в Анапе машин много, и ставят их часто друг у друга на головах. Деваться некуда. Но в случае пожара это может стоить кому-то жизни.
Кстати, водители, а вы часто пропускаете пожарную машину на дороге?
Пожар – это очень страшно! На Руси говорили: вор хотя бы стены оставляет. В Анапе возгорания происходят с той же периодичностью, что и везде. Летом, конечно, чаще, потому что отдыхающих много. Как-то в одном из пансионатов был оставлен без присмотра кипятильник. В другой раз в детском лагере подросток заряжал мобильник сложносоставной системой от разных марок, предварительно спрятав под подушку. Огонь сожрал её первой. Эти истории, к счастью, не имели столь страшных последствий, как в Кемерове, но из пансионата всё-таки легче выбраться, чем из лабиринта, каким является любой современный крупный Торговый центр. И надо признать, что анапская «Красная площадь» лабиринтом не выглядит. Это немного успокаивает.
В связи со случившимся все вспоминают «Хромую лошадь». Снимки оттуда показывали нам погибших людей, при этом салфетки на столе огонь не тронул. Сгореть кажется страшным, но при пожаре чаще всего смерть происходит от удушья. И тут нельзя в очередной раз заговорить о том, чем человек способен надышаться при возгорании в наши дни.
Пластик, который сейчас используется везде, очень токсичен. Всё больше пишут о том, что мы каждый день вдыхаем множество пластиковых частиц, например от синтетической одежды. Но если пластик подвергается высокой температуре, то убивает он моментально. Достаточно двух-трёх вдохов. А современный ремонт, от квартиры до того же Торгово-развлекательного центра, предполагает пластик везде.
Натяжной потолок и виниловые обои в доме – это, конечно, красиво. Линолеум – дело обычное. Но в случае пожара… впрочем, ясно. Огонь поднимается кверху. Пока вы будете выбираться из дома, потолок станет капать вам на голову и оставлять ожоги. И вообще потолок советских времён с побелкой гораздо дешевле.
То же относится и к одежде. Если вы в болоньевой курточке оказались в горящем помещении, скидывайте её сразу. Люди выбегают в пылающей одежде на улицу и стягивают синтетику вместе с кожей. Она приваривается.
Все знают, что дышать при задымлении надо через предмет одежды. Шарфик какой-нибудь. Лучше перед этим его намочить. Только выбираться всё равно стоит быстро. Надолго такой защиты не хватит.
В первые минуты можно идти, наклонившись. Внизу остаётся кислород. Однако он быстро выгорает, и место его занимает углекислый газ. Как раз тот самый случай, когда промедление подобно смерти, и это не фигура речи, потому что смерть себя ждать не заставит.
Трагедия в Кемерове чудовищна. Закрытые двери и некомпетентность работников – дикое стечение обстоятельств. Можно наказать виновных, но погибших это не вернёт.
Берегите себя.