Наш краевой центр имеет несколько вторых имен. И «маленький Париж», созвучно названию книги Лихоносова, и «Собачкина столица», благодаря меткой фразе Маяковского. Очень литературный город этот Краснодар, и собак там до сих пор много. Анапа же известна другими слоганами – «всесоюзная/всероссийская детская здравница», а еще про самые длинные песчаные пляжи и благодарности маме и папе. Так как у Владимира Владимировича (да нет, не того, о ком вы подумали) нет возможности побывать на нашем курорте и дать ему меткое прозвище, то я займусь плагиатом и обзову Анапу «кошечкиной столицей».
Такого количества живности, как на анапской набережной, в парках и вблизи крупных здравниц, мало где еще можно увидеть. Кошки безусловно доминируют, но есть и собаки, которые неплохо уживаются со «злейшими врагами». И на самом деле коты, кошки, котята, котики, котюли и прочие четвероногие милахи даже придают своеобразный колорит курортной части города. Жители Анапы регулярно подкармливают обитателей набережной. Некоторые ради кормления пушистых друзей ездят из микрорайонов и даже пригорода – целый ритуал. Нахохлившиеся кошки сидят на люках, на лавочках возле вечного огня – еще одно традиционное место кормления – и вообще в любом месте, которое позволяет укрыться от промозглого ветра и дождаться вожделенной еды.
Собакам тоже перепадает пища и внимание, но котиков в Анапе всё же любят больше. Летом у бездомных животных просто раздолье. К неравнодушным анапчанам в их попытках накормить живность присоединяются гости курорта. Котики очень стараются справиться с содержимым мисок, выставленных прямо возле заграждений набережной и добреют на глазах. За лето они отъедаются до состояния холеных домашних любимцев, а еще непрерывно плодятся.
Что же в этом такого? Пусть плодятся! – говорят «знатоки» и любители животных. А вот сейчас расскажу. Чем больше популяция беспризорных животных, тем выше риски для людей. Нет, собаки и кошки, живущие на улицах города не нападают на людей. Максимум их агрессии проявляется только на чужаков. «Эй, ты, дилучёвский! Да, я тебе говорю! А ну ка вали с моей набережной, пока цел!» Примерно так можно интерпретировать их периодические склоки. Для людей проблема в другом – бездомные кошки и собаки – носители массы различных инфекций.
Среди их потомства очень высокая смертность, но многие выживают, чтобы плодиться дальше. Трупики животных помимо того, что на них неприятно смотреть (а встретить их можно нередко), источают запах, а еще являются разносчиками заразы. Снова слышу возражения сторонников существующего положения: «Люди невосприимчивы к большинству болезней животных!». Да, к большинству, но не ко всем. А к самому страшному вирусу, который разносят заболевшие животные, как раз очень восприимчивы. Я говорю о бешенстве. При позднем выявлении, когда у человека проявляются первые симптомы, вакцина уже не действует. Летальный исход, согласно данным ВОЗ, 100%.
У меня нет цели напугать вас, только заставить задуматься о том, существует ли все-таки проблема беспризорных животных или нет? За последние годы в Анапе, согласно данным ветеринарных врачей, случаев бешенства зафиксировано не было. Но это не значит, что его не может быть. Чем выше популяция обитателей набережной и скверов города, тем хуже последствия в случае, если появится хоть одно зараженное животное. А все потому, что в отличие от домашних собак и кошек, для которых походы в ветклинику – обычное дело, уличных животных никто не прививает.
«Ладно, убедил, рисковать здоровьем людей на детском и семейном курорте не стоит, так что же делать? Убить кошечек?»
Ни в коем случае! Никого убивать не надо! Мало того, подкармливать животных – это очень хорошо, и говорит только о том, что вы добрый и неравнодушный человек. А делать надо следующее. (Снова говорит про европейский опыт). Избавиться от проблемы бесхозных животных можно предприняв комплекс мер. Во-первых, муниципалитет должен озаботиться открытием приюта, куда будут привозить всех животных, отловленных по городу. Пусть не сразу, но партиями. Во-вторых, заключить контракты с несколькими ветклиниками (провести тендер, конечно), которые возьмут на себя обязательства по стерилизации животных. После проведения операций, животные будут чипированы, привиты от бешенства и специфических инфекций и отпущены на свободу в привычные им места обитания.
А еще, пока собаки и кошки в приюте оправляются после операций, можно запустить пиар-кампанию по устройству четвероногих в семьи, тогда пушистиков, которые будут доживать свой век на улицах, станет меньше. Так поэтапно за несколько лет проблему можно решить в любом городе. Если же инициатива будет идти из федерального центра и жестокое обращение с животными или то, что выгнал питомца на улицу, будет наказываться, то новые бродяжки просто не будут появляться. Так будут сведены к минимуму риски и для людей, и для животных.
Кто бы что не говорил, а это самый гуманный способ справиться с проблемой. Жаль только, что когда несколько лет назад еще при мэре Евланове, который сейчас депутат Госдумы, весь этот цикл со стерилизацией и прививками решили провернуть в Краснодаре, в дело вступила человеческая корысть. Деньги на проведение медицинских операций забрала компания, которая «выиграла» тендер, а собак по всему городу просто отстреливали. Часто в парках и на глазах у людей, гуляющих с детьми. Такая вот «собачкина столица». Может хоть в «кошечкиной» найдутся добрые и честные чиновники, которые смогут решить проблему и устоять перед соблазном наживы?