Внимание! Текст содержит оценочное мнение автора, не претендующее на абсолютную истину. Соглашаться с позицией или нет – личное решение каждого читателя.
Впервые я написал о «Киношоке» в сентябре 2002 года. На тот момент я всего пару месяцев работал в местной газете и отличался юношеским задором, безапелляционностью и желанием критиковать всё и всех. Мой материал о главном анапском фестивале тогда переписывал редактор, потому что газета была муниципальная, а пресс-службе мэра категорически не нравился мой тон.
Что мне запомнилось из тех дней, которые я провел в качестве журналиста с участниками фестиваля больше всего, так это, пожалуй, знакомство юной Тиной Канделаки, которая в том году была ведущей церемонии, да общение с актерами и продюсерами (средней степени известности) за бокалом вина.
Прошло 16 лет (подумать страшно), а фестиваль кино в Анапе все еще жив, что даже удивительно, потому что до того момента, как я писал о нем впервые, он уже существовал 10 лет.
Какие выводы из этого можно сделать? Пока только один – «Киношок» очень живучий и умеет подстраиваться под рыночную конъюнктуру и политическую повестку. Ну как фестиваль, скорее его бессменные организаторы.
В 90-е это было действительно интересное событие. Анапа была похожа на палаточный городок, на Горького – одной из центральных улиц, которая ведет к площади, шла бойкая торговля шмоткой, привезенной из Турции, а по городу прямо с машин продавали еду и дешевый алкоголь. И вот, среди всего этого вдруг приезжают люди из Москвы и устраивают фестиваль кино. Палатки немного сдвигают, освобождают площадь и проводят там торжественную церемонию открытия, а потом показывают кино. Тогда «Киношок» имел реальную цель – не дать развалиться культурным связям между студиями и режиссерами бывших союзных республик. И цель эта была благородной, особенно с учетом того, что речь идет о временах до наступления эпохи интернета.
Кино нельзя было скачать, а молодые режиссеры не могли просто выложить свою короткометражку в ютуб, как сейчас. На кассетах формата VHS продавалось все, что угодно, но только не авторское и фестивальное кино. То есть изначально, это была действительно классная возможность для авторов, как известных, так и начинающих, показать свой продукт публике, получить оценку от жюри. Особенно это было важно потому, что и культура хождения в кино, как и вся киноиндустрия молодой России, деградировала.
К тому самому 2002, когда времена наступили несколько более спокойные, о стихийном рынке на Горького уже успели забыть, а администрация Анапы совершала множественные попытки сделать город веселым, молодежным и фестивальным и выбраться из тесного образа детского курорта.
Киношок был как раз таким событием, которое могло придать курорту веса, поэтому в начале нулевых его поддерживали максимально и на всех уровнях. Да и горожанам нравилось. Известные актеры, режиссеры, которых приглашали на фестиваль, ходили по улицам и создавали анапчанам атмосферу праздника. Можно было брать автографы, ходить на творческие встречи, а вечерами бесплатно смотреть кино на площади.
Актерам тоже нравится это событие. В Анапе их традиционно встречают нелимитированным количеством вина. И не только встречают, но и продолжают снабжать в течение всего времени фестиваля. Слухи о том, в каком состоянии оказывались звезды советского и российского кино (и как себя вели) после радушных встреч в станицах Анапского района, были и остаются одной из важнейших тем среди горожан на время проведения «Киношока».
Благодаря «Киношоку» Анапа чуть не стала российским Голливудом, в районе планировали построить студии с павильонами, регулярно снимать кино и сериалы. Но ключевое слово во всей этой истории – «чуть». Студию так и не построили, правда пару сериалов в городе все же сняли. Один из них – «Морской патруль».
Времена меняются, «Киношок» (или уже правильнее было бы назвать его «Виношок»?) остается. Размах теперь далек от прежнего, местные жители пресытились, и кроме горстки настоящих ценителей фестивального кино и тех, кто непосредственно вовлечен в организацию, интересующихся не так много.
А может быть дело в том, что формат мероприятия становится все менее современным и вызывающим. Одни и те же лица и события из года в год. Шокировать и удивлять публику – больше не цель фестиваля. Просто показать кино, которое можно скачать в интернете не сейчас, так через месяц?
Посмотрим, что было в официальной программе фестиваля в этом году. Открываем пресс-релиз и узнаем, что в конкурсе порядка 70 фильмов, из которых 10 полнометражных, 23 – короткий метр и 14 документальных. Остальное – детское кино и телефильмы. Рассматривать ценность картин, которые я не смотрел, конечно не буду. Наверняка подробно об этом напишут критики. Я лишь отмечу, что баланс между российскими и фильмами из ближнего зарубежья выдержан, особых перегибов нет. То есть на первый взгляд фестиваль все еще отвечает тем принципам, которые изначально были заложены при его создании. Но есть и другой момент, очень важный – известность и популярность, а соответственно и вес в профессиональном сообществе. Мне кажется, что «Киношок» за последние годы его растерял. Это событие никогда не могло сравниться с сочинским «Кинотавром», Московским кинофестивалем и тем более с европейскими. Но сейчас фестиваль стал каким-то совсем уж камерным. Нет громких репортажей в СМИ (даже в региональных изданиях ограничиваются лишь упоминанием), мало (или почти нет) приглашенных звезд первой величины. Ощущение, что фестиваль просто катится по инерции, и если не дать ему нового толчка (и финансирования), то он просто постепенно дойдет до уровня кино-междусобойчика старичков, собравшихся за бутылкой, чтобы вспомнить прошлое.
Но есть и еще один важный момент, нужен ли фестиваль Анапе, жителям и гостям города? Да, людям, близким к кинотусовке, пожалуй, нужен. А большинству? Едут ли люди в Анапу ради «Киношока»? Скорее нет, чем да. Событие не приносит в городской бюджет дополнительных доходов от туризма, зато приносит расходы. Часть организационных и финансовых вопросов каждый год берет на себя администрация муниципалитета, а также местные предприниматели – владельцы гостиниц, ресторанов. Все это «за спасибо», причем в прямом смысле этого выражения. Спасибо высказывают со сцены организаторы фестиваля, публикуют в пресс-релизах и на сайте проекта. И на этом всё. Получается, что с точки зрения экономики, для города «Киношок» бесполезен. А как же искусство? – спросите вы. Искусство такой же бизнес, как и все остальное. Фестивали, помимо раздачи призов, привлекают в города, где они проходят, людей, которые тратят деньги и приносят прибыль городу. Еще на фестивалях прокатчики покупают фильмы, то есть деньги в итоге получают и кинематографисты, а еще фестивали – это огромный рекламный рынок для брэндов. Но все это работает только при условии, что фестиваль нужен кому-то, кроме его организаторов.
Анапа растеряла массу интересных событий и фестивалей за последние годы, фактически откатившись назад к имиджу детского курорта. С одной стороны, не хотелось бы лишиться еще и пусть камерного, но международного кинофестиваля, а с другой – так ли он необходим в том виде, в котором существует сейчас?
За фото спасибо сайтам: киношок.рф и anapa-official.ru